Начальный код facebook

15 дек. 2011 г.

Любая реформа должна быть понятной и прозрачной!


Реформирование ЖКХ – излюбленная тема любого уважаемого себя политика. Ведь проблем, которые сложились годами, хоть пруд пруди. В Запорожье, как и в стране в целом, действует утвержденная программа по реформированию сферы ЖКХ. Однако не так давно депутатами Запорожского городского совета была представлена программа «Оптимизации предоставления жилищно-коммунальных услуг в Запорожье».

Авторы идеи выбрали для улучшения ситуации в ЖКХ областного центра централизацию функций и создание единого центра по обслуживанию. В едином обслуживающем центре предлагается создать круглосуточный call-центр для обращения горожан. Также планируется создать глобальную систему учета – электронную систему базы данных.
***
По мнению авторов, модернизация – это усовершенствование системы управления ЖКХ, оптимизация бизнес-процессов управления производством, финансами, логистикой, применение современного, высокотехнологичного оборудования, инструмента и техники и пр. Хотелось бы представить несколько ремарок к презентованному документу. Если рассматривать эту программу как бизнес-идею, то она должна содержать предварительное технико-экономическое обоснование, что отсутствует в представленном документе. Мировой и отечественной практикой давно выработаны требования к разработке бизнес-проектов. Так, например, Приказом Минэкономики от 06.09.2006 г. No 290 утверждены «Методические рекомендации по разработке бизнес-плана предприятия», а Распоряжением Антимонопольного комитета Украины от 31.08.2004 г. No 330-р. «Положение о порядке проведения конкурса по продаже пакета акций акционерных обществ» – требования к составлению концепции развития предприятия.

В программе депутатов горсовета представлена модель «Единого обслуживающего центра» (ЕОЦ) на базе действующих «ПРЭЖО», в котором будут централизованы такие функции: взаимодействие с потребителями (абонентское обслуживание, контроль и поверка приборов
учета, юридическое сопровож дение), а так же обслуживание домов и сетей. В то же время в заявленной программе не представлена структура ЕОЦ. И как результат этого, абсолютно непонятными остаются вопросы: Является ли Единый обслуживающий центр управляющей компанией или компанией производителем и исполнителем ЖКУ? Входят ли в состав ЕОЦ производители коммунальных услуг, если нет, то, как будут складываться между ними взаимоотношения? На основании чего будет формироваться тарифная политика: как и за счет чего, будет содержаться ЕОЦ с учетом того, что цены на коммунальные услуги утверждает НКРЭ? И главное, какой порядок предоставления ЖКУ?
***
В программе не представлены какие-либо финансовые показатели и прогнозы, что делает невозможным оценить жизнеспособность предлагаемых мероприятий. В тоже время, проводить эксперименты в жилищно-коммунальной сфере просто не допустимо. Отсутствие данного направления в принципе не позволяет рассматривать представленный документ как программный, на основании которого можно осуществлять какие-либо практические действия, в частности провести более детальную разработку бизнесплана, выстроить схемы взаимоотношений меж ду всеми участниками жилищно-коммунальных услуг. В программе не дана оценка предлагаемым мероприятиям на предмет соответствия государственной концепции развития ЖКХ в Украине, особенно в области формирования единой тарифной политики для производителей коммунальных услуг.

Так же следует отметить, что методы и способы достижения целей, изложенные в «программе», содержат неопределенности и противоречия. Возможно, ли объединить
аварийные или ремонтные службы с сокращением численности персонала? Для ответа на этот вопрос необходимо провести исследование занятости соответствующего персонала на проведении аварийных и ремонтных работ, и только при наличии свободного трудового и технического ресурса можно ставить вопрос о частичном объединении. Также не учтена разница в уровне квалификации персонала и требованиях, предъявляемых законодательством к определенным категориям работников. Вызывает сомнение, что слесарь ПРЭЖО обладает достаточной подготовкой для качественного и эффективного проведения ремонта на котельном оборудовании Концерна ГТС. В условиях экономии трудовых ресурсов персонал коммунальных предприятий выполняет функции совместителей (диспетчера, мастера, они
же устраняют аварии и участвуют в проведении ремонтных работ). Данный вопрос не был исследован авторами программы, поэтому тезис «о централизации функций по обслуживанию домов, сетей и прочих вспомогательных производств» – экономически не обоснован.
***
В «программе» приведено определение модернизации, но ни слова не сказано, за счет каких источников она будет осуществлена, не определены приоритетные направления инвестирования, которые смогут принести экономические выгоды, подтвержденные финансовыми расчетами. На взгляд специалиста, данный раздел «программы» представляет собой набор красивых, ни к чему не обязывающих фраз, не подтвержденных ни расчетами, ни конкретными предложениями. И какая польза от этого простым людям-потребителям?
***
Согласно презентованной программы, демонополизация заключается в реформировании структуры ЖКХ на основе разделения функций собственника, управителя, исполнителей ЖКУ и подрядчиков. В тоже время, как отмечалось выше, не определен организационно правовой статус ЕОЦ (управителя, исполнителя, производителя или всех вместе) и как результат – не отражены его взаимоотношения с другими участниками жилищно-коммунальных отношений. Поэтому остается открытым вопрос: Демонополизацию каких именно отношений предполагает программа? Как итог, представленная «программа» не может быть использована как бизнес-идея и рассмотрена как дальнейшее руководство к действию, поскольку построена на предположениях и догадках, не имеет четко выстроенной структуры предоставления ЖКУ и экономически не обоснована.

Владимир Дорошенко,
журналист, аналитик

Мы решили задать запорожцам вопрос: Как они относятся к возможной реформе ЖКХ Запорожья?

Евгений Зимченко:
– Мне эти реформы до лампочки. У меня вон крыша течет в доме. Я к депутатам много раз обращался, а толку от этого ноль. Вот чем надо политикам заниматься, решать насущные людские проблемы, а не менять “шило на мыло”. А то получается, переделываем во благо народа, а о самом народе-то и забываем. К тому же, кто будет финансировать это направление? Ведь Азаров сказал, что денег у государства лишних нет, тут бы с Россией за газ расплатиться. Из городской казны все Киев забирает. Опять получается мы за все заплатим. Лично я этого не хочу. Крышу мою лучше пусть политики подчинят.

Николай Винниченко:
– Если честно, то почитал в газете об этой программе и мало что понял. Централизация, модернизация; демонополизация – все это хорошо, но за счет чего. Государство вряд ли поможет. У людей денег нет, им бы по нынешним тарифам рассчитаться. Зачем создавать единый электронный центр, если у нас и так с этим все хорошо. Пришел в пункт оплаты, расплатился и все. Сегодня надо насущные проблемы решать. Разъяснить людям за что и сколько они платят. А депутаты только модернизировать и реформировать хотят. Оно и понятно, ведь на это лишние деньги из бюджета выделят.

Анастасия Белая:
– Людям сейчас не до реформ, им бы концы с концами свести. Зарплаты маленькие, пенсии тоже. Кому в таких условиях нужна эта реформа. Я так понимаю, что главное, чтобы люди платили за жилищно-коммунальные услуги. Так вы дайте им зарплату и пенсию достойную,
тогда и будут платить. Хотя если бы политики что-то хорошее хотели, то давно бы уже сделали. Деньги-то в стране есть, вон сколько миллиардеров. А так хотят, наверное, снова за счет простых людей провернуть, но народ уже так устал от всего, что вряд ли поверит снова.

Вера Петровна:
– Если честно, то от всех этих реформ у нормального человека, от возмущения и досады, может начаться нервный стресс. То одни нам изменения предлагают, то другие. Все хотя только лучшего для народа, однако из практики прошлых лет могу отметить только одно – у нас в стране после той или иной реформы народу становилось хуже, а тем кто реформировал – лучше. Вот и судите сами надо нам эта реформа или нет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий