Жители Запорожья опасаются выходить из дома: убийства и взрывы уносят десятки жизней. А защиты искать не у кого
За последний месяц уже второе громкое убийство сотрясает Запорожье. 5 марта в ресторане «Рыбацкий стан» был смертельно ранен известный в криминальных кругах человек Николай Бенько (Коля Ребенок). А четырьмя днями позже запорожский бизнесмен Николай Кузнецов в упор расстрелял 27-летнего горожанина, а также ранил его друга — сотрудника патрульно-постовой службы. Жить в Запорожье становится опасным для жизни
Убит и виновен
Журналистов «Субботы плюс» особо заинтересовала информация, появившаяся вскоре после расстрела двух парней. По словам источников газеты, несколько высокопоставленных чинов правоохранительной системы пытаются повернуть дело так, чтобы стрелявший предприниматель избежал наказания. И тот факт, что одним из пострадавших был милиционер, ничуть не волнует стражей порядка. Надо будет — погибшего сделаем виновным, а стрелка отпустим.
«Такого разгула преступности, как сейчас, в Запорожье не было даже в 90-е годы. -говорит Александр Шацкий, бывший прокурор Запорожской области, проработавший в органах прокуратуры более 25 лет. -Тогда правоохранители, невзирая на сложности, держали ситуацию под контролем. Сейчас же заказные убийства, взрывы, рейдерские атаки, разбойные нападения - чуть ли не каждую неделю! Когда у власти стоят ранее судимые люди, то и говорить о соблюдении законности не стоит. Ведь что такое мафия? Это сращивание депутатов, чиновников, судебной и правоохранительной ветвей власти с криминалитетом. К сожалению, сейчас мы как раз и живем в эпоху мафии!»
Кроме милиции, которая, как утверждают злые языки, фактически превратилась в одну из организованных преступных группировок, криминогенную ситуацию в городе обостряют сокращения на заводах. В результате которых без средств к существованию оказываются здоровые мужики. Чтобы выжить, часть из них идет на преступления. Не улучшают ситуацию с преступностью и амнистии. Бывшие заключенные выходят в мир, где они никому не нужны.
В результате город превращается в криминальные джунгли, а асфальт тротуаров все чаще окрашивается красным. Только за январь-февраль текущего года количество убийств в Запорожье возросло более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Растет количество разбойных нападений, вымогательств, краж, угонов... А правоохранительная система не может (или не хочет) защитить рядовых граждан.
Пытки повышают раскрываемость
Зачастую милиционеры не замечают даже преступлений, происходящих прямо у них под носом. Взять хотя бы рейдерский захват кафе «Азария», которое находится в сотне метров от Жовтневого райотдела милиции)
Но даже если милиция каким-то чудом доводит дело до суда, то и там преступник может выйти сухим из воды. Приказ начальства или пачка денег, вовремя подложенная в карман к судье, могут превратить белое в черное. Например, насильник пятнадцатилетней девочки может выйти из зала суда под подписку о невыезде (как это было в октябре минувшего года в Жов-тневом райсуде Запорожья). Поэтому многие преступники, идя «на дело», не особо переживают за свое будущее. Мол, поймают — отдам часть добычи, и отпустят.
Но ведь «палочную систему» и план раскрытия преступлений никто не отменял! А раз настоящих бандитов изловить не удается, приходится милиционерам хватать невиновных и «вешать» на них преступления. Яркий пример - недавно вышедший на свободу после восьми лет заключения Яков Попович. Его задержали за изнасилование и убийство девятилетней девочки, которое, как выяснилось позже, совершил пологовский душегуб Сергей Ткач. После недолгих пыток 14-летний подросток признался в преступлении, которого не совершал. Яков получил приговор: пятнадцать лет лишения свободы. Тот факт, что несправедливый приговор сломает парню жизнь, милиционеров не интересовал. Главное—отрапортовать начальству: преступник найден, раскрываемость повысилась, плечи готовы к приему новых звездочек...
«Ментус неподкупнус»
Запорожские милиционеры готовы не только «вешать» на подозреваемых преступления, но и сами совершать их. Так, в 2003 году бойцы Службы безопасности Украины провели спецоперацию, в результате которой с поличным были взяты начальники областного и двух районных отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а также сотрудник Управления по борьбе с организованной преступностью. У арестованных были изъяты наркотики и огнестрельное оружие (втом числе винтовка с оптическим прицелом). Дело дошло до суда, и четверо милиционеров получили тюремные сроки.
Кроме специфических видов подработки вроде торговли наркотиками или, например, «крышевания» проституции, милицейская верхушка периодически выполняет политические заказы, устраняя нежелательных для заказчиков персонажей. А рядовые милиционеры отнюдь не возмущены тем фактом, что начальство использует их не для поддержания закона, а наоборот. Ведь высшие чины закрывают глаза на то, что в погоне за повышением уровня раскрываемости их подчиненные частенько преступают закон — выбивают показания или фабрикуют дела. Не особо интересует милицейское начальство и «подработка» нижних чинов, которые за определенную сумму вознаграждения могут переквалифицировать уголовное дело в более легкое или вообще закрыть его «за отсутствием состава преступления». Судьба рядовых милиционеров начальство тоже не волнует: подстрелили одного — на его место придет другой. Поэтому в последние годы в милицию идут работать в основном либо малограмотные парни, которые не могут найти другую работу, либо жадные хапуги, которые видят в милицейской работе лишь возможность быстрого заработка. Есть и исключения — честные, неподкупные милиционеры. Но их количество, увы, идет на убыль. Скоро «ментус непод-купнус» займет свое место в запорожской Красной книге -как вымирающий вид.
Вялое правосудие
В политических разборках милиция проявляет хватку и прыть. А вот при исполнении своих непосредственных обязанностей блюстители порядка становятся вялыми и беспомощными. Самые громкие запорожские преступления последних лет так и не были раскрыты. А в тех немногих делах, которые были доведены до суда, виновность преступников нередко вызывает сомнение.
Яркий пример — взрыв в Свято-Покровском храме. Все трое подсудимых заявляют о пытках, а сторона обвинения не может предоставить ни одной весомой улики их виновности. Но парни до сих пор томятся в СИЗО. Не были раскрыты и два теракта: взрыв в супермаркете «Сiльпо» и подрыв бюста Сталина у обкома Компартии. Нет даже подозреваемых.
В недавнем деле об убийстве авторитета Коли Ребенка милиционеры задержали подозреваемых, но выйти на заказчика пока не удается. Как не удалось узнать заказчика убийства депутата Запорожского горсовета Владимира Разгуляева. Так и остались нераскрытыми кровавое убийство директора Запорожского механического завода Анатолия Шияна и покушение на убийство директора Запорожской «Укрпочты» Александра Насекана. Неизвестны преступники, покушавшиеся на жизни начальника Запорожского городского управления Госкомзема Олега Цвиркуна и бывшего директора «Аэропорт Запорожье» Евгения Каргальского. Гуляют на свободе и убийцы запорожских авторитетов Романа Войце-ховского и Эдуарда Горбат-ко, расстрелянных возле своих домов в прошлом году. К сожалению, этот перечень можно продолжать. И это только известные горожане. Что уж говорить о простых запорожцах! Новости о новых убийствах, изнасилованиях или грабежах появляются ежедневно.
Назад в будущее
Почему же не справляются со своей задачей те, кто должен охранять покой мирных запорожцев? Почему в Запорожье преступник чувствует себя охотником, а мирный горожанин — жертвой? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется немного углубиться в историю города.
В начале века Запорожье снова стало считаться «ментовским» городом (как и было в 1970-80-х годах). Этот «гордый титул» вовсе не означал, что в регионе воцарились закон и порядок. Имелось в виду лишь, что правоохранители начали прибирать к рукам рычаги управления городом.
В 1998 году заместитель начальника областного управления МВД генерал Александр Поляк принял участие в выборах городского головы и проиграл мэру Запорожья Александру Головко. Милиционер не смирился с поражением и стал бороться за признание выборов недействительными. Его поддержала прокуратура, которая возбудила пять уголовных дел против переизбранного мэра и его родственников. А когда в начале 2000 года Александр Головко неожиданно ушел в отставку, генерал милиции Поляк занял его кресло. После смерти мэра в феврале 2003 года к власти в городе пришел Евгений Карта шов, который не очень-то хотел подчинятся силовикам. Но последние уже почувствовали вкус-власти. И если законные рычаги управления городом со смертью Александра Поляка были утрачены, то остались рычаги незаконные. Именно в начале двухтысячных годов в Запорожье срослись в единое, целое милиция, прокуратура и криминалитет. И причиной тому стал и отвалы балки Средней.
Балка Криминалка
Балка Средняя - это свалка шлаковых отходов на севере Запорожья, де-юре принадлежащая нескольким городским заводам. Там сосредоточено, по самым скромным подсчетам, около двадцати миллионов тонн металлургического сырья, стоимость которого может составлять до трех миллиардов американских долларов.
Наш доморощенный криминалитет не сразу прознал, какие богатства лежат в щедрой земле балки Средней. Поэтому по городу до сих пор ходят легенды о бомжах, выкапывавших на отвалах куски цветного металла стоимостью в десятки тысяч долларов и продававших их за гроши. Но к середине девяностых сразу несколько преступных группировок вступили в схватку за отвалы. На рубеже веков одна из «воюющих сторон» заручилась поддержкой милицейского руководства. Союз с силовиками позволил группировке избавиться от конкурентов.
В 2008 году тогдашний министр внутренних дел Юрий Луценко сместил со своих постов начальника УМВД в Запорожской области, его заместителя, а также начальника Заводского райотдела милиции «в связи с неудовлетворительной ситуацией на отвалах металлургических предприятий в балке Средней». Однако замена руководства областной милиции не остановила процесс «сращивания» криминалитета с органами правопорядка. И в мае 2010 года отвалы запорожских металлургических комбинатов были захвачены милицией и спецназом. Силовики очистили территорию от заводчан и передали частной фирме «Деа Рома Лтд». Последние заполучили предписание прокуратуры Заводского района города о том. что заводы отныне лишены права разрабатывать свои же отвалы. После громкого скандала дело замяли, но частные фирмы не ушли с отвалов. И ведут добычу металла без оглядки на закон.
Милицией по водке
Завершился процесс сращивания криминала и милиции после прихода к власти в стране Виктора Яиуковнчз Тогда областную милицию возглавил Владимир Серба выходец из енакиееоесхой милиции. О его назначении через другого выходца из Енакиево — Юрия Иванющенко — якобы похлопотал бизнесмен Евгений Анисимов Имеющий прямое отношение к отвалам балки Средней и фирме «Деа Рома Лтд».
Факт остается фактом: начиная с весны 2010 года, запорожские милиция, прокуратура и налоговая охотно преследуют именно тех персон, кото-рые мешают планам Евгения Анисимова. Водочный магнат Евгений Черняк изъявил желание продвигать свой фонд «Патриот Запорожья» в запорожскую политику? Раз - против видных участников фонда возбуждены уголовные дела, два - налоговая инспекция накладывает на завод бизнесмена огромный штраф, три — она же арестовывает банковские счета предприятия. Дело сделано: Евгений Черняк уходит из политической жизни города.
Секретарь городского совета Владимир Кальцев мешает далекоидущим планам? Раз - в офис Кальцева пытается проникнуть налоговая милиция по надуманному поводу, два - арестован близкий к Кальцеву чиновник - руководитель КП «ЭЛУАД» Владислав Новасардов. «Три» не прозвучало: суд выпустил из СИЗО арестованного Новасар-дова, а на следующий день на сессии городского совета Владимир Кальцев заявил о своем уходе из политики.
Воры недовольны
Не слишком тепло встретили «возвышение» Евгения Анисимова и его связи с милицией не только соперники по борьбе за власть, но и ряд преступников «старых правил». Расправа с недовольными была быстрой. В 2010 году при довольно странных обстоятельствах был задержан ранее судимый Юрий Григоренко (Григора), который сейчас находится в СИЗО №2 в Запорожской области. И в милиции, и в СИЗО задержанный был неоднократно избит. Поговаривают, что в отместку за «неуважение» к господину Анисимову. А на похороны недавно убитого бизнесмена, а ранее — криминального авторитета Коли Ребенка не пришли двое известных «авторитетов». Поговаривают, что видные воры опасаются разделить судьбу Григоры.
Вместо эпилога
В Запорожье выстроилась и окончательно закрепилась новая система правосудия. Выглядит она как пирамида. Ее основание составляем мы с вами, рядовые запорожцы. Нам трудно надеяться на защиту милиции, и даже если кто-то из нас станет жертвой преступления, злодей может легко уйти от справедливого наказания.
Ступенью выше идут милиционеры и обычные преступники — карманники, грабители, насильники. У них есть общая черта: и вор, и милиционер понимают, что им позволено больше, чем простым гражданам. И те й другие хотят заработать любыми доступными методами.
Выше, над милиционерами, стоит милицейское начальство. А над ворами стоят «авторитеты». И вот здесь, на этой ступени, персонажи перемешиваются, и не поймешь, кто тут милиционер, а кто преступник. И для тех, и для других закон является лишь глупым и бессмысленным словом. А еще с высоты этой пирамиды бессмысленными и жалкими кажемся и мы, простые запорожцы.
Запорожскую область захлестнула волна преступности
За январь-февраль -2011 года | За январь-февраль 2012 года | |
умышленных убийств | 18 | 29 |
разбойных нападений | 23 | 32 |
вымогательств | 3 | 7 |
грабежей | 165 | 157 |
краж | 2003 | 2509 |
угонов транcпорта | 17 | 46 |
хулиганства | 30 | 54 |
Юрий ГУДЫМЕНКО, Сергей МИХАЙЛИЩЕВ.
«Суббота плюс» 22.03.2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий