Начальный код facebook

29 мар. 2012 г.

Деньги запорожцев идут в карманы воров


«Денег нет», говорит власть.  Но для своих они всегда найдутся


Запорожцы постоянно сталкиваются с тем, что у власти нет денег на ремонт крыш в жилых домах и компьютеры в школах. На детские площадки и лекарства. Зато деньги будут вложены в масштабную стройку, а еще лучше — реконструкцию или ремонт. Потому что так выгоднее и безопаснее «распилить» деньги с тендера

Как это делается

У Васи Пупкина есть машина стоимостью под миллион, новая квартира со стильной перепланировкой, сделанная из старых двух, и активно строящийся трехэтажный загородный домик. Вася - учредитель и совладелец нескольких фирм с одним офисом, главбухом и юристом на всех. К тому же, Вася зачем-то зарегистрировал парочку предприятий на своих родственников с другими фамилиями. А еще есть Ком Козлов, он не предприниматель, а чиновник. К примеру, начальник управления. Поэтому квартира у него поскромнее, машина оформлена на тещу, зато в банке денег намного больше.


У Васи и Коли есть одно замечательное общее дело. Они «сидят на бюджетном потоке». Что под этим подразумевается? Например, в управлении, которым командует Коля, решили, что надо заменить старые ржавые трубы, по которым идет вода а некий дом. Коля, в соответствии с законом, объявляет тендер на «реконструкцию сети водоснабжения дома № 111 по улице Винторезной». Бизнесмен Вася в жизни не занимался трубами ,1 но у одной из его фирм в видах деятельности значится «инжиниринг» (никто толком не знает, что это, но звучит хорошо) и он давно работает с Копей.

Коля и Вася встречаются и договариваются, что если замена труб на самом деле стоит один миллион гривен, то фирма Васи запросит 1,6 миллиона на тендере. «Лишние» шестьсот тысяч поделят на троих Двести - Васе, двести - Коле, двести - уважаемому человеку, который будет разруливать возможные проблемы и гасить вредные вопросы. Затем Вася подает заявки из тендер от двух своих фирм, а Коля следит, чтобы никакая Фирма со стороны не влезла со своей заявкой. Для этого он тщательно изучает документы, предоставляемые «чужой» компанией, выискивает в них Детали, к которым можно придраться, и снимает ее с конкурса.

В конце концов одна из фирм Васи Пупкина выигрывает тендер. Так как сам он строить не умеет, то поручает задачу фирме, которая профессионально занимается строительно-монтажными работами и готова сделать все необходимое за 900 тысяч. При замене труб обнаруживается, что часть из них выглядит вполне прилично, и можно тихо и незаметно оставить их на месте - еще лет десять прослужат. В итоге реальная стоимость работ составляет 800 тысяч - лишь половину от изначально заявленной суммы в 1,6 миллиона. Вторая половина расходится по карманам чиновников и «сросшихся» с ними частников.

Так проходит подавляющая часть тендеров в нашем городе.

На машины, квартиры и банковские счета для Васи и Коли скидываемся все мы. Понемногу, но постоянно. Скидываются не только абстрактные заводы и компании, скидывается каждый из нас -своим налогом с доходов физлиц. Скидываются даже пенсионеры и люди, получающие зарплату в конверте, — когда платят за коммунальные услуги.

Бурная имитация конкуренции

Как создается видимость состязания на тендере? Ну вот, например, 27 января 2012 года Шевченковский районный отдел образования провел три тендера на разные виды работ в школах района. Первый тендер - услуги по ремонту электробытовых приборов, второй - обслуживание систем водоснабжения и канализации, третий - монтаж систем отопления, охлаждения и кондиционирования. На всех трех конкурсах победило ООО ВФ «ТТС ЛТД». И во всех трех конкурсах принимали участие еще две фирмы — ЧП «Базис» и ООО «ЭОС». «Базис» и «ЭОС» неизменно предлагали сумму на 4-5 тыс. грн больше, чем ООО ВФ «ТТС, ЛТД». Так что вполне логично, что победило «ТТС, ЛТД». Замечательное совпадение, не правда ли? Выглядело это примерно так.

Сумма небольшая, но сама схема типична до безобразия. Как раз таким образом «прокручиваются» большинство закупок — когда заранее согласовывается, кто из участников торгов называет какую цену.

Жульничествами и подтасовками, которые нарушают экономическую конкуренцию, занимается Антимонопольный комитет Украины. Начальник территориального отделения АМКУ в Запорожской области Александр Белый отмечает, что физически отслеживать все госзакупки его структура не может.

«В прошлом году было выявлено около 15 антиконкурентных сговоров, мы проверяем такие конкурсы постфактум. Фирмы могут быть связаны и родственными, и деловыми связями. Мы выявляем антиконкурентные согласованные действия (как именно — это уже наша оперативная тайна) и налагаем штраф. Его максимальная сумма может достигать 10% выручки предприятия за год. Всего за 2011 год штрафных санкций нашим органом было наложено на сумму чуть менее 300 тыс. грн», - рассказывает Александр Белый.

Но АМКУ не может потребовать от госоргана-заказчика больше не иметь дел с фирмами, имитирующими конкуренцию, так как это будет уже нарушением антимонопольного законодательства. А связь самих чиновников с такими фирмами и их собственниками сложно проследить и доказать — здесь уже должна начинаться оперативная работа милиции. Но отдел по борьбе с экономической преступностью такими вопросами заниматься не стремится...

Частные пиявки на государственных объектах

Прокачка через государственные предприятия денег в пользу бизнес-структур олигархов, к ним присосавшихся, — еще один бич тендеров, помимо банального воровства.

Например, Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК) «славится» не только своими схемами с титановой губкой. Это когда ее продают по себестоимости «Правильно-му» частнику, чтобы он перепродал ее заграницей втридорога. ЗТМК—это еще и замечательный «насос», через который структуры олигарха Дмитрия Фирташа усиленно выкачивают деньги из украинского бюджета. Надо только заручиться поддержкой в Министерстве промышленной политики, поставить на завод директора из своих, а дальше все пойдет как по маслу.

Например, Владимир Сивак, нынешний директор ЗТМК, ранее работал в частных фирмах, связанных с Фирташем. Львиная доля поставок сырья и оборудования на завод идет через ООО «Синтез-ресурс». Только в 2012 году на ЗТМК через эту компанию зашло товаров на общую сумму более чем в 50 млн грн. а директор «Синтез-ресурса» - Олег Овтинцев, коммерческий директор «Крымского титана», 49% акций которого принадлежат компании Дмитрия Фирташа Ostchem Germany GmbH. Запорожский титано-магниевый — одно из многих украинских госпредприятий, к которому «присосались» топ-менеджеры бизнес-империи Фирташа с помощью вездесущего «Синтез-ресурса». Лишь каждая десятая закупка ЗТМК проходит НЕ через эту фирму. Сколько денег при этом «прилипает к рукам» владельцев «Синтез-ресурса», можно лишь догадываться.

Многострадальные детские садики

У многих запорожцев на слуху скандал января, когда стали известны цены, по которым за бюджетные деньги закупались продукты для детских садов города. Наценка частников, выигравших тендеры, колебалась от 50 до 200 процентов. Чиновники, когда их поймали на горячем, начали крутить законами, как веселой головоломкой. Например, начальник Департамента образования, молодежи и спорта Владимир Кузьменко утверждал, что тендеры можно заключать лишь сроком на год. Мол, поставщики закладывают в столь высокую цену все возможные риски, которые могут случиться в течение года.

А в Государственной финансовой инспекции (бывшее Контрольно-ревизионное управление) не скрывали своего недовольства господином Кузьменко. «У Кузьменко всегда не все в порядке. По итогам проверок мы уже дважды рекомендовали городской власти освободить его от занимаемой должности, но ничего не происходит», - рассказывали представители Госфиниспекции. По их мнению, тендеры можно проводить хоть каждый месяц, а не раз в году.

Точку (или, скорее, запятую) в «детсадовской эпопее» поставила прокуратура, предложив ввести систему дополнительных соглашений. Согласно этим соглашениям, каждый месяц цена закупаемых продуктов для детсадов пересматривается с учетом рыночных цен. И только тогда заключается конкретный договор поставки.

«Мы проверили законность проведения 25 процедур закупок продуктов для детских садов на 2012 год. По итогам этой проверки прокуратура внесла 12 протестов. Благодаря нашему вмешательству, Департамент образования начал закупать продукты питания по среднерыночным ценам в регионе. Уже по 19 процедурам закупок заключены соответствующие дополнительные соглашения», - рассказала «Субботе плюс» первый заместитель прокурора Запорожья Ирина Бутенко.

У семи инстанций тендер с «косяками»

Удивительно, но за пять лет существования нынешней украинской тендерной системы никто толком не утруждался ее контролем. Формально этим должны заниматься очень многие. Антимонопольный комитет - если участники тендера сговорились между собой. Милиция - если в тендерной документации был подлог. Прокуратура - если бюджету нанесен ущерб. Государственная финансовая инспекция - если есть нарушения Бюджетного кодекса и, опять-таки, ущерб интересам государства. СБУ — если произошло хищение в особо крупных размерах.

Но фактически все перечисленные «компетентные инстанции» или не имеют полномочий пресечь нарушения закона, или не имеют желания сделать это. Добавьте к этому нелюбовь обычного чиновника к бумажкам из других структур, в то время как ему и своих хватает. Поэтому в Госфининспекции со вздохом рассказывают, как они направляют все новые и новые акты о нарушениях в прокуратуру и СБУ — а в ответ тишина. В свою очередь, в прокуратуре и СБУ всегда готовы рассказать, что в Госфининспекции работают жуткие формалисты. Мол, им сверху спускают план, на сколько миллионов надо выявить нарушений — адальше они записывают в нарушения все, что Бог на душу положит.

Крайне сложно, к тому же, завести дело по хищениям на тендерах против конкретного лица. Практически всегда тендерная комиссия состоит из 7-8 человек, из которых реальное отношение к коррупционным вопросам имеют один-два. Как правило, это руководитель комиссии, а также секретарь — именно через него идут пакеты с тендерной документацией, и он отвечает за протоколы. Но поднимают руки, голосуя за конкретную фирму, все семь человек — потому что им все равно и им сказали поднять руки. Ответственность за конкретное решение, наносящее ущерб бюджетным интересам, распыляется на всех. И никого конкретно не привлечешь в качестве подозреваемого к уголовной ответственности.

Извините, но мы снова про Анисимова

Во времена Евгения Карташова в тендерной сфере Запорожья царило благодушие. Евгений Григорьевич мелкими схемами не занимался, предпочитая отдавать их на прокорм своим подчиненным. Но с тех, кто зарвался или «спалился», спрашивал строго. «Централизация» коррупционных отчислений с госзакупок началась с приходом к власти Владимира Кальцева осенью 2010 года.

Дальнейшая информация основана на мнении довольно ангажированных источников, и проверить ее правдивость практически невозможно. Мы понимаем это и признаем ее слабую обоснованность.

Так вот, как рассказывают в мэрии, в 2010 году у Владимира Кальцева остались в «доении» земельные вопросы, приватизация коммунальной собственности и коммунальное хозяйство. А госзакупки в секторе здравоохранения, строительства и в прочих сферах перешли под контроль бизнесмена Евгения Анисимова. По слухам, конкретным представителем Анисимова в мэрии, к которому идет любой человек, желающий поучаствовать в тендерах, является Елена Бондаренко, депутат и секретарь бюджетной комиссии горсовета. С ней и обсуждаются конкретные цифры, а уже потом она дает отмашку начальнику финуправления Валентине Малыш на корректировку бюджета и решение других «технических вопросов».

Сергей СИДОРОВ, Валерий БУТЕНКО
«Суббота плюс» 29.03.2012


Справка
Тендер — конкурс, на котором происходит отбор поставшика товаров, или исполнителя работ. Объем, сроки и требуемые документы заранее определены. На тендер почти всегда В должны подать заявку минимум две фирмы, и проходит он по принципам «состязательности, справедливости и эффективности». Контракт заключается с победителем тендера — участником, предложение которого соответствует требованиям документации и в котором предложены наилучшие условия. А в последнее время в Украине все больше входит в моду закупка у одного участника — чтобы вообще не заморачиваться.

«Вечные соперники» для галочки


Требование закона о двух участниках тендера можно обходить как угодно. Например, городское управление коммунального хозяйства и дорожного строительства объявляет конкурс на дорожные работы по Запорожью. Его вечные и единственные два участника — КП «ЭЛУАД» и ГП «Запорожский облавтодор». И всегда сметная стоимость услуг у областного «Запорожского облавтодрра» на несколько тысяч выше, чем у нашего городского «ЭЛУАДа». Так продолжается более двух лет, «Облавтодор» никогда не пытается снизить цены, и все довольны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий