Начальный код facebook

9 февр. 2012 г.

ХАРЬКОВСКИЕ ПРАВОЗАЩИТНИКИ ПРЕДУПРЕЖДАЮТ ЗАПОРОЖЦЕВ



Существует народная присказка: «Зачем создавать велосипед, если он уже создан?». Так поступили и запорожские реформаторы ЖКХ, которые «скопировали» антинародный опыт своих харьковских коллег в создании Единого обслуживающего центра.

В Запорожье уже несколько месяцев продолжается ожесточенная дискуссия о том, чем на самом деле обернется для горожан запланированная реформа жилищно-коммунального хозяйства. Многие специалисты говорят, что разработанный группой депутатов горсовета под руководством Елены Бондаренко пакет изменений приведет не столько к повышению качества услуг ЖКХ, сколько к перераспределению соответствующих финансовых потоков. А депутатов, лоббирующих реформы, связывают со скандально известным в городе бизнесменом Евгением Анисимовым. Депутаты-регионалы хотят, чтобы все средства от потребителей услуг ЖКХ аккумулировались на счетах единого расчетного центра, что открывает широкое поле для финансовых манипуляций и коррупции.


Больше всего критики получил пункт о создании единого обслуживающего центра, который должен будет замкнуть на себе все финансовые расчеты за услуги ЖКХ. При этом в районах Запорожья уже действуют единые расчетные центры, и единственная инновация в создании их аналога заключается в перенаправлении финансовых поступлений в новый орган.

- Нынешние жилищные реформы в Запорожье -драка за перераспределение контроля денежных потоков, - именно так считает Олег Адамов, глава Федерации работодателей ЖКХ Украины.

По его мнению, для пресечения самостоятельности коммунальных предприятий и создается хитроумная комбинация, с помощью которой планируется вначале собрать все деньги в одном месте, а потом вроде как раздать «сестрам по серьгам». Хотя это просто изобретение очередного «ошейника» для жилищно-коммунальных предприятий. Так называемый, «коммунальный пылесос» в виде служб единого заказчика, позволяющий в ручном режиме контролировать все и вся.

- Если сейчас чиновнику приходится искать индивидуальный подход к каждому отдельному директору предприятия, то с «коммунальным пылесосом» уже директора приходят на поклон за деньгами, а чиновник сидит и в ручном режиме руководит всеми жилищно-коммунальными потоками. В итоге ситуация, вообще, никак не меняется. За примером, кстати, далеко ходить не надо. Харьков в этом плане достаточно показателен. Там как раз создается много механизмов для того, чтобы централизовано осваивать ресурсы (предприятие «Жилкомсервис», - авт), — подчеркнул Олег Адамов.

Учитывая, что в Запорожье может появиться Единый обслуживающий центр — такой себе аналог харьковского «Жилкомсервиса», мы представляем картину того, к чему привело создание этой структуры в первой столице Украины. В этом нам поможет Член Харьковской правозащитной группы, эксперт по вопросам ЖКХ Михаил Гаевский, который и рассказал о том, к чему привел харьковский опыт создания такой себе «над-структуры» для сбора денег в коммунальном хозяйстве.

- Какие проблемы возникли у харьковчан в связи с возникновение и деятельностью предприятия «Жилкомсервис» в Харькове?

- Одной из составных так называемой реформы ЖКХ в Харькове стало то, что в последнее время участились иски в суд от «Жилкомсервиса» за неуплату коммунальных услуг. При этом в ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» и в постановлении Кабмина № 630 от 2005 г. в статье 19 написано, что участниками отношении в жилищно-коммунальной сфере является собственник — это мы, потребитель — это тоже мы, исполнитель услуги и производитель. Производитель услуг может быть исполнителем — как КП «Вода» (в Запорожье это КП Водоканал), КП «Харьковские Тепловые сети». Поскольку «Жилкомсервис» не заключал с нами никаких договоров, он не является участником отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг, значит, не имеет права требовать с нас деньги! А исполнителями остаются: КП «ХТС» — исполняет услуги по теплоснабжению и горячему водоснабжению, «Харьковком-муночиствод» — выполняет канализационные услуги, КП «Вода» — водоснабжение, КСП «Харьковлифт» — обслуживает лифт, ну и т. д.

Смотрите постановление Кабмина № 529 от 05.2009. Это плата за содержание жилого дома. А плата за то, что КП «Вода» содержит сети в исправном состоянии внутри дома, входит в тариф за воду. «Жилкомсервис» к этому не имеет отношения и не имеет права взимать оплату. Техническое обслуживание внутридомовых систем делают спецорганизации, такие как теплосети или Водоканал. Однако это не мешает сегодня от имени этой структуры, которая ничего не делает и не производит, а только собирает деньги, рассылать повестки в суд, якобы за неуплату коммунальных платежей.


Я могу привести другой пример работы «Жилкомсервиса». В свое время, в 2006 году, долг «Харьковских тепловых сетей» за газ был всего-навсего 120 миллионов гривен. Это по состоянию на август 2006 года. В 2011 году, по данным «Урядового курьера», долг «ХТС» уже 1 миллиардгривен. То есть, за 5 лет нахождения у власти двух фигур - Добкина и Кернеса и их структуры «Жилкомсервис» — долг увеличился в 10 раз. 1де эти деньги — непонятно, они затерялись в общем центре оплат. Сейчас «ХТС» резко увеличили свою активность по взиманию, так называемых, долгов населения. Получается, что мы будем оплачивать вот эти, непонятно откуда взявшиеся в 10 раз увеличенные долги. И это при всем при том, что «Харьковские тепловые сети» ведут еще и хозяйственную деятельность отдельно, или коммерческую деятельность. У них есть лицензия на поставки газа по нерегулируемому тарифу. Каким образом там происходит эта хозяйственная деятельность — никто не знает. Как формируется тариф на тепловую энергию и на горячую воду — тоже никто не знает. Все это под грифом «строго секретно».

Понимая, что можно поживится не только за счет простых граждан, харьковские городские власти «обязали» все частные структуры заключить с ним договор на оказание несуществующих услуг. То есть, предприниматели за свои средства как вывозили мусор, так это и делают, как ремонтировали внутридомовые сети, так и продолжают это делать, но еще и перечисляют деньги нашему единому сборщику коммунальных платежей.


Еще один острый вопрос — перерасчет за оказание коммунальных услуг. По словам эксперта, нельзя сделать перерасчет за услуги, которые никто не оказывает. Задача этого предприятия сводится к тому, чтобы сидеть на денежных потоках и собирать в один карман деньги сотен тысяч людей.

- Какие конкретно функции выполняет Жилкомсервис?

Никаких функций у этой структуры нет, кроме сбора коммунальных платежей в едином расчетном центре. Несколько лет назад новый начальник КРУ ввиду неосведомленности и молодости «копнул» в эту сторону. Позже, собрал СМИ и рассказал о том, что кроме девочек возле компьютеров и дяди в галстуке, ничего у них нет, а средства на их счета идут огромные. При этом собранные деньги перечисляются на счета киевских фирм, адреса которых найти не удалось. Позже его приструнили и сегодня все сидят тихо и ничего не расследуют. Однако проблем хватает. 


На сегодня «Жилкомсервис» должен нескольким коммунальным предприятиям десятки миллионов гривен. На сессии горсовета для поддержания этой структуры выделяются по 50-100 миллионов гривен. Зачем, столько денег, ведь предприятие ничего не производит? На этот вопрос никто не отвечает. А между тем, «Жилкомсервис» вообще не имеет права осуществлять сбор денег. Предприятие не оказывает услуг, задекларированных в договоре - это прерогатива специализированных коммунальных предприятий - и, соответственно, люди не должны перечислять на счет структуры средства. За свои услуги «Жилкомсервис» забирает значительную долю квартплатыухарьковчан. Разницу в цифрах подтверждают и на предприятиях «Харьков-скиетепловые сети», «Вода», «Харьковкоммуночиствод». Коммунальщики объясняют -сумма к оплате, предлагаемая в квитанции «Жилкомсервиса», рассчитана исходя из тарифа, который превышает их реальные расходы. По отдельным составляющим квартплаты такое превышение доходит до тридцати пяти процентов. Куда направляются эти средства - в «Жилкомсервисе» не комментируют.

- Скажите, как должна проходить реформа ЖКХ в системе взаимоотношений потребитель-исполнитель?

- На этот вопрос четко отвечает законодательство, которое гласит о том, что всем производителям услуг надо в строгом порядке заключать договора с потребителями этих услуг. До недавнего времени так было и у нас, что правильно. Тот, кто подал тепло или воду, вывез мусор или отремонтировал дом, выставлял счет, по которому человек платит. Вот это законно, все остальное для одурачивания юридически безграмотных людей. Относительно создания единого обслуживающего центра у вас в Запорожье, то, судя по той информации, что я имею, могу отметить, чтоу вас создается практически тоже, что сегодня существует у нас в Харькове. В общем, новая структура, у которой никакой ответственности перед потребителями.

- Как вы считаете, почему депутаты лоббируют создание Единого обслуживающего центра и называют реформой ЖКХ?

- Учитывая вышесказанное, а именно то, что проблем в плане оплаты за коммунальные услуги нет, то, на мой взгляд, кто-то хочет взять себе под контроль лакомый кусок в виде коммунальных платежей. Как показывает харьковский опыт, это очень выгодное дело, раз никто из проверяющих структур не может доказать очевидное, а многомиллионные суммы как уходили в неизвестном направлении, так и продолжают уходить.

- Как правильно должна проходить процедура принятия городом таких серьезных решений в сфере ЖКХ?

Во-первых, надо создать такой себе совет из профессионалов своего дела, тепловиков, жилищников, энергетиков, а не горлопанов-депутатов и чиновников. Пригласить общественные организации, но только те, которые могут предложить что-то действенное, а не разводить демагогию. Вместе они формируют программу действий. Потом ее выносят на всеобщее рассмотрение и обсуждение с широкой общественностью города, а также публикуют в СМИ. Все жители должны понимать, что им хотят предложить, только так можно реализовывать серьезные изменения. После проводятся еще и общественные слушанья. По результатам которых вносятся дополнительные изменения в программу. Только после этого составляется проект и выносится на сессию горсовета. Все эти шаги четко прописаны в законодательстве, главное, их правильно читать и применять кдействию.

Андрей Штурман
«Суббота плюс» 09.02.2012

Комментариев нет:

Отправить комментарий